Жорж Санд: биография писательницы, романы и личная жизнь. Жорж Санд – краткая биография Джордж санд биография
210 лет назад на свет появилась Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в будущем ставшая известной писательницей под псевдонимом (правда, мужским!) – Жорж Санд. За 40 лет литературной деятельности Жорж Санд создала около ста произведений, в центре которых чаще всего – судьба женщины, ее борьба за свободу личности, за справедливость, за высокую любовь. Многие из ее романов, такие как «Индиана», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт», пользуются популярностью и среди современных читателей.
Жорж Санд р од илась 1 июля 1804 в Париже, в дворянской семье. Кстати, ее отец, Морис Дюпен, выходец из рода полководца Морица Саксонского. Отец будущей писательницы увлекался литературой и музыкой. Однако в разгар Революции 1789 года примкнул к революционерам и вместе с ними совершил несколько Наполеоновских походов и умер в молодом возрасте.
Мать, София Виктория Антуанетта Делаборд, была дочерью парижского продавца птиц. Во время Наполеоновского похода Жорж Санд находилась с матерью в Испании, а затем попала на попечение к бабушке, которая воспитывала её по идеям Жан-Жака Руссо. В деревне девочка близко общалась с крестьянами. Поэтому рано узнала о социальном неравенстве. Ее никогда не оставляли равнодушной интересы деревенских бедняков, а к деревенским богачам она относилась отрицательно. Училась девочка в женском монастыре. Чтение стало для Авроры настоящей страстью. В библиотеке бабушки она перечитала все книги от корки до корки. Но особенно ее заинтересовали сочинения Руссо. Именно они оказали влияние в дальнейшем на всё её творчество. После смерти бабушки Аврора вскоре вышла замуж за Казимира Дюдевана. Дюдеван оказался совершенно неподходящим спутником жизни для такой мечтательной и своеобразной женщины, обладающей пытливым умом. И в 1830 она разошлась с ним, уехала в Париж и стала вести там, с одной стороны, совершенно студенческую, свободную, а с другой – чисто профессиональную, трудовую жизнь писателя.
Происхождение псевдонима
Литературная деятельность её началась с совместной работы с Жюлем Сандо. Плод этого «коллективного творчества» – роман «Роза и Бланш», или «Актриса и монахиня» вышел в 1831 под псевдонимом Жюля Санд и имел успех. Издатели пожелали сейчас же издать новое произведение этого автора. Аврора в Ногане написала свою часть, а Сандо – лишь одно заглавие. Издатели требовали, чтобы роман вышел с фамилией того же, имевшего успех Санда, а Жюль Сандо не хотел ставить свою фамилию под чужим произведением. Чтобы разрешить спор, Сандо посоветовали отныне писать под своим полным именем и фамилией, а Авроре – взять половину этой фамилии и поставить перед ней общераспространенное в Берри имя Жорж. Так родился на свет общеизвестный псевдоним Жорж Санд. Предпочитая мужской костюм женскому, Жорж Санд путешествовала по таким местам Парижа, куда аристократки, как правило, не попадали. Для высших сословий Франции XIX века такое поведение считалось неприемлемым, так что она фактически потеряла статус баронессы.
Мужчины Жорж Санд
Интересно узнать, как же выглядела эта необычная француженка? Была ли Жорж Санд красива? Одни говорили, что да, а другие считали её отвратительной. Современники изображали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, жёлтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все сходились во мнении, что у нее очень красивые руки. Она постоянно курила сигары, а её движения были резки и порывисты. Но влюблённые в неё мужчины не жалели для её описания восторженных эпитетов. Мужчин притягивали её интеллект и жажда жизни. Среди любовников Жорж Санд были поэт Альфред де Мюссе, гравёр Александр Дамьен Мансо, художник Шарль Маршал, которого Санд называла «мой толстый ребёнок», а также Фредерик Шопен.
Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876.
Творчество Жорж Санд
Творчество французской писательницы Жорж Санд стало одним из самых значительных явлений в европейской культуре XIX века. Жорж Санд была творческой, яркой, свободолюбивой и талантливой натурой. И многие героини произведений Жорж Санд похожи на свою создательницу.
Консуэло
Роман «Консуэло» считается одним из лучших творений в литературном наследии знаменитой французской писательницы Жорж Санд. Прототипом Консуэло послужила французская певица Полина Виардо, и самый известный роман писательницы повествует о призвании истинного художника, о нелегком бремени таланта, дарованного судьбой, а порой трагическом выборе между успехом, славой и личным счастьем, радостью семейной жизни...
Графиня Рудольштадт
Продолжением является роман «Графиня Рудольштадт». Новая встреча со смуглянкой Консуэло – это прекрасная возможность погрузиться в полную опасностей и подлинной страсти атмосферу галантной эпохи, когда люди умели жить в полную силу и умирать с улыбкой на устах.
Индиана
Действие романа происходит в эпоху Реставрации, время, когда всем еще памятны как события революции, так и правление Наполеона. Героиня романа страдает от деспотизма мужа, полковника Дельмара. Любовь к Раймону де Рамьеру наполняет ее жизнь новым смыслом, но им не суждено быть вместе.
Валентина
Провинциалка Валентина, юная наследница графского титула и завидного состояния, становится невестой красавца графа, но сердце отдает простому бедному юноше. Она не может противиться своему чувству, однако пренебречь циничными и лживыми законами общества ей не позволяет чистая, благородная душа и чувство долга. Какой выбор сделает девушка и принесет ли он ей счастье?
Лелия
Роман «Лелия» – искренняя исповедь женщины благородной, красивой, но холодной как статуя, разочарованной в любви; в ее волнующейся душе уцелело одно чувство – потребность верить в любовь, и, может быть, в любовь божественную. Молодой поэт Стенио страстно любит Лелию и тщетно пытается ее оживить. Нежность и поэтичность героев, чарующая красота стиля не могут оставить равнодушным. Книга если и не носит вполне автобиографический характер, то, во всяком случае, отражает личные чувства, переживаемые автором.
Эти и другие произведения непревзойденной королевы французского романтизма Жорж Санд ждут своих читателей в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина и во всех муниципальных библиотеках города Челябинска.
Размеренной жизни хозяйки поместья она предпочла полную взлетов и падений профессию писателя. В ее произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма, а в душе бушевали страсти. Пока читатели боготворили романистку, поборники морали считали Санд олицетворением вселенского зла. На протяжении всей жизни Жорж отстаивала себя и свое творчество, вдребезги разбивая закостенелые представления о том, как должна выглядеть женщина.
Детство и юность
Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась первого июля 1804 года в столице Франции – Париже. Отец литераторши – Морис Дюпен – выходец из знатного рода, который праздному существованию предпочел военную карьеру. Мать романистки – Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, дочь птицелова – имела скверную репутацию и зарабатывала на жизнь танцами. Из-за происхождения матери аристократичные родственники на протяжении долгого времени не признавали Амандину. Смерть главы семейства перевернула жизнь Санд с ног на голову.

Госпожа Дюпен (бабушка писательницы), которая ранее отказывалась от встреч с внучкой, после кончины горячо любимого сына признала Аврору, но общего языка с невесткой так и нашла. Между женщинами часто возникали конфликты. Софи-Виктория боялась, что после очередной ссоры престарелая графиня назло ей лишит Амандину наследства. Дабы не испытывать судьбу, она покинула усадьбу, оставив дочь на попечении свекрови.
Детство Санд нельзя назвать счастливым: она крайне редко общалась со сверстниками, а служанки бабушки при каждом удобном случае выказывали ей неуважение. Круг общения писательницы ограничивался престарелой графиней и учителем месье Дешартром. Девочка так сильно хотела иметь друга, что выдумала его. Верного соратника Авроры звали Корамбе. Это волшебное существо было и советчиком, и слушателем, и ангелом-хранителем.

Амандина тяжело переживала разлуку с матерью. Девочка видела ее лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Госпожа Дюпен стремилась свести влияние Софи-Виктории к минимуму. Устав от чрезмерной опеки, Аврора задумала побег. Графиня прознала о намерении Санд и отправила отбившуюся от рук внучку в Августинский католический монастырь (1818-1820 годы).
Там писательница познакомилась с религиозной литературой. Превратно истолковав текст Священного Писания, впечатлительная особа на протяжении нескольких месяцев вела аскетичный образ жизни. Отождествление со святой Терезой привело к тому, что Аврора лишилась сна и аппетита.

Неизвестно, чем мог закончиться этот опыт, если бы аббат Премор вовремя не вразумил ее. Из-за упаднических настроений и постоянных болезней Жорж более не могла продолжать обучение. С благословения настоятельницы бабушка забрала внучку домой. Свежий воздух пошел Санд на пользу. Через пару месяцев от религиозного фанатизма не осталось и следа.
Несмотря на то что Аврора была богата, умна и хороша собой, в обществе она считалась совершенно неподходящей кандидатурой на роль жены. Низменное происхождение матери делало ее не вполне равноправной в среде аристократической молодежи. Графиня Дюпен не успела подыскать внучке жениха: она умерла, когда Жорж было 17 лет. Начитавшаяся работ Мабли, Лейбница и Локка девушка осталась на попечении у неграмотной матери.

Пропасть, образовавшаяся за время разлуки между Софи-Викторией и Санд, была непомерно большой: Аврора любила читать, а мать считала это занятие пустой тратой времени и постоянно забирала у нее книги; девочка стремилась в просторный дом в Ноане – Софи-Виктория держала ее в маленькой квартирке в Париже; Жорж горевала о бабушке – бывшая танцовщица то и дело осыпала почившую свекровь грязными ругательствами.
После того как Антуанетте не удалось принудить дочь выйти замуж за человека, вызывавшего в Авроре крайнюю степень отвращения, разъяренная вдова волоком притащила Санд в монастырь и пригрозила ей заточением в келье-темнице. В тот момент юная литераторша осознала, что освободиться от гнета деспотичной матери ей поможет брак.
Личная жизнь
Еще при жизни об амурных похождениях Санд слагали легенды. Злопыхатели приписывали ей романы со всем литературным бомондом Франции, утверждая, что из-за нереализованного в полной мере материнского инстинкта женщина подсознательно выбирала мужчин намного моложе ее. Также ходили слухи и о любовной связи литераторши с ее подругой, актрисой Мари Дорваль.

Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды. Ее мужем (с 1822 по 1836 год) был барон Казимир Дюдеван. В этом союзе писательница родила сына Мориса (1823 год) и дочь Соланж (1828 год). Ради детей разочаровавшиеся друг в друге супруги до последнего пытались сохранить брак. Но непримиримость во взглядах на жизнь оказалась сильнее желания вырастить сына и дочь в полной семье.

Аврора не скрывала своей любвеобильной натуры. Она состояла в открытых отношениях с поэтом Альфредом де Мюссе, композитором и пианистом-виртуозом . Отношения с последним оставили глубокую рану в душе Авроры и нашли свое отражение в произведениях Санд «Лукреция Флориани» и «Зима на Майорке».
Настоящее имя
Дебютный роман «Роз и Бланш» (1831 год) – результат сотрудничества Авроры с Жюлем Сандо, близким другом писательницы. Совместная работа, как и большая часть фельетонов, опубликованных в журнале «Фигаро», была подписана их общим псевдонимом – Жюль Санд. Второй роман «Индиана» (1832 год) литераторы также планировали написать в соавторстве, но из-за болезни беллетрист не принимал участия в создании шедевра, и Дюдеван самолично написала произведение от корки до корки.

Сандо наотрез отказался под общим псевдонимом выпускать в свет книгу, к созданию которой он не имел никакого отношения. Издатель в свою очередь настаивал на сохранении криптонима, с которым читатели были уже знакомы. Из-за того что семья романистки была против выставления их фамилии на всеобщее обозрение, печататься под своим настоящим именем писательница не могла. По совету друга Аврора заменила Жюля на Жоржа, а фамилию оставила без изменений.
Литература
Романы, опубликованные вслед за «Индианой» («Валентина», «Лелия», «Жак»), поставили Жорж Санд в ряды демократических романтиков. В середине 30-х годов Аврора увлекалась идеями сенсимонистов. Работы представителя социального утопизма Пьера Леру («Индивидуализм и социализм», 1834 год; «О равенстве», 1838 год; «Опровержение эклектизма», 1839 год; «О гуманности», 1840 год) вдохновили литераторшу на написание ряда произведений.

В романе «Мопра» (1837 год) прозвучало осуждение романтического бунтарства, а в «Орасе» (1842 год) произошло развенчание индивидуализма. Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывают и дилогию Санд – «Консуэло» (1843 год) и «Графиню Рудольштадт» (1843 год).

В 40-х годах литературная и общественная деятельность Дюдеван достигла своего апогея. Писательница участвовала в издании левореспубликанских журналов и поддерживала рабочих поэтов, пропагандируя их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842 год). В своих романах она создала целую галерею резко отрицательных образов представителей буржуа (Бриколен – «Мельник из Анжибо», Кардонне – «Грех господина Антуана»).

В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения (реакция на политику Луи Наполеона). Ее роман «Даниелла» (1857 год), содержащий нападки на католическую религию, вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли. После этого Санд отошла от общественной деятельности и писала романы в духе ранних произведений: «Снеговик» (1858 год), «Жан де ля Рош» (1859 год) и «Маркиз де Вильмер» (1861 год).
Творчеством Жорж Санд восхищались и , и , и , и Герцен, и даже .
Смерть
Последние годы жизни Аврора Дюдеван провела в своем имении во Франции. Она занималась детьми и внуками, которые обожали слушать ее сказки («О чем говорят цветы», «Говорящий дуб», «Розовое облако»). Под конец жизни Жорж даже заслужила прозвище «добрая дама из Ноана».

Легенда французской литературы ушла в небытие 8 июня 1876 года (в 72 года). Причиной смерти Санд стала кишечная непроходимость. Именитая писательница была похоронена в семейном склепе в Ноане. Друзья Дюдеван – Флобер и Дюма-сын – присутствовали при ее захоронении. Узнав о кончине литераторши, гений поэтического арабеска написал:
«Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»
Литературное наследие писательницы сохранилось в сборниках поэм, драм и романов.

Помимо прочего, в Италии режиссер Джорджо Альбертацции по мотивам автобиографического романа Санд «История моей жизни» снял телефильм, а во Франции были экранизированы произведения «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1976 год) и «Мопра» (1926 год и 1972 год).
Библиография
- «Мельхиор» (1832 год)
- «Леоне Леони» (1835 год)
- «Младшая сестра» (1843 год)
- «Кероглу» (1843 год)
- «Карл» (1843 год)
- «Жанна» (1844 год)
- «Исидора» (1846 год)
- «Теверино» (1846 год)
- «Мопра» (1837 год)
- «Мастера мозаики» (1838 год)
- «Орко» (1838 год)
- «Спиридион» (1839 год)
- «Грех господина Антуана» (1847 год)
- «Лукреция Флориани» (1847 год)
- «Мон-Ревеш» (1853 год)
- «Маркиз де Вильмер» (1861 год)
- «Исповедь молодой девушки» (1865 год)
- «Нанон» (1872 год)
- «Бабушкины сказки» (1876 год)
Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804, Париж, - 8.6.1876, Ноан, департамент Эндр), французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман «Роз и Бланш». Формирование С.-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый самостоятельный роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый «женский вопрос» перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили С. в ряды демократических романтиков.
С середины 30-х гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру , взглядами левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе «Мопра» (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в «Орасе» (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положительных героев С. находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен («Странствующий подмастерье», 1840), мельник Луи («Мельник из Анжибо», 1845), плотник Жаплу («Грех господина Антуана», 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман С. - «Консуэло» (1842-43). С. сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении .
40-е гг. - время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности С., она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. С. активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В романах 40-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - «Мельник из Анжибо», Кардонне - «Грех господина Антуана»). С. идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: «Чёртова лужа» (1846), «Франсуа-найдёныш» (1847-48), «Маленькая Фадетта» (1848-49).
С. принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала «Бюллетень де ла репюблик» («Bulletins de la republique»). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: «Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и др., многотомную «Историю моей жизни» (1854-55).
С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека.
Соч.: ?uvres, nouv. ed., t. 1-16, P., 1848-49; ?uvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1-10, P., ; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1-2, М., 1950; Собр. соч. т. 1-9, Л., 1971-74.
Лит.: Белинский В. Г., Полное собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916; Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand revolutionnaire. P., ; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; «Europe», 1954, № 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., ; Salomon P., G. Sand, P., ; Edwards S., G. Sand, N. Y., .
Жорж Санд (1804 – 1876), урождённая Аврора Дюпэн, по мужу Дюдеван –автор знаменитых романов, производивших близ середины XIX века большой шум в Европе и России. Громкая, отчасти скандальная слава Жорж Санд была связана с настойчивой до нудности проповедью ею идеи «освобождения женщины от власти вековых предрассудков, разрушения мещанской морали», с её борьбой «против оков, налагаемых обществом на права сердца, на свободное проявление любви». Следуя (не без крупной материальной для себя выгоды) точно в струе господствовавшего тогда на Западе общественного течения, Жорж Санд сознательно фраппировала моралистов – иногда даже и «левых». Одно время и «свободомыслящий» Белинский с ужасом говорил о её «возмутительных и нелепых романах», которые предлагают «уничтожить всякое различие между полами, разрешив женщину на все тяжкие и допустив ее, наравне с мужчиной, к отправлению гражданских должностей, а главное, предоставив ей завидное право менять мужей по состоянию своего здоровья».
Штампуя свои книги с необычайной скоростью, Жорж Санд представляла собой своеобразный «женский аналог» своему современнику и соотечественнику Александру Дюма – с тем отличием, что, сообразно полу, избрала для себя темой творчества не опасные приключения, а сексуальную любовь. Её претензии на глубокое проникновение в сердечную жизнь женщины, на правдивое изображение дамских страданий, возникающих при «столкновении между правами сердца и вековыми предрассудками» основывались на том, что и сама Жорж Санд тяжело пережила целый ряд любовных трагедий. Жизнь писательницы проходила под весьма разнообразными и несходными влияниями. Мать её отца, офицера Мориса Дюпэна, была знатная аристократка, происходившая от короля Августа II Саксонского. Морис Дюпэн рано умер. Бабушка-графиня не любила матери Жорж Санд, дочери простого птицелова, и вскоре отняла у неё внучку. Маленькая Аврора воспитывалась в бабушкином имении Ноан. Там будущая писательница-«демократка» приобрела любовное пристрастие к укладу жизни старорежимной французской аристократии , которое постоянно сквозит в её произведениях. Однако у матери Аврора, напротив, знакомилась с демократическими кружками, слышала насмешки над отживающими верованиями, над ортодоксальными и легитимистскими представлениями, над жеманными маркизами и красноречивыми аббатами.
Жорж Санд в возрасте 34 лет. Потрет работы О. Шарпантье, 1838
С 1817 до 1820 г. будущая Жорж Санд воспитывалась в монастыре в Париже. Здесь она одно время склонялась к мистическим и религиозным настроениям. Аврора Дюпэн читала жадно и без конца, легко увлекаясь в молодости совершенно противоположными доктринами. Поначалу сильное впечатление произвёл на нее «Гений христианства» Шатобриана , с его пламенными мечтами о возрождении католицизма. Но затем она познакомилась с философами XVIII в., поэтами и моралистами, прочла Локка , Кондильяка , Монтескье , Паскаля , Данте , Шекспира и т. д. и, наконец, увлеклась Руссо . Запутавшись среди чересчур несхожих духовных влияний, Аврора пережила растерянность и временный пессимизм.
В 1821 г. умерла её бабушка, оставив внучке все свое имущество. Через год Аврора вышла замуж за полковника Дюдевана. По свойственной ей легковесности она мало задумывалась над личностью своего будущего мужа, да и над самым браком, вступив в него потому, что в её кругу полагалось рано или поздно выйти замуж. Между тем именно этот несчастный брак послужил толчком к созданию её самых известных романов. Не найдя удовлетворения в семейной жизни, Жорж Санд и начала формулировать самые смелые идеи об отношениях между мужчиной и женщиной. В ничтожном, пустом муже, защищенном общественными воззрениями, мечтавшая о славе жена стала видеть «живое воплощение социальной несправедливости». Не брезгавший связями с прислугой, деспотичный и циничный, Дюдеван причинил много страданий Авроре, которая, наконец, ушла от него в 1831 г. и поселилась в Париже.
Здесь она завязала любовную связь с неким Жюлем Сандо и, нуждаясь в деньгах, стала писать вместе с ним романы. Взяв себе вскоре псевдоним Жорж Санд, она в 1832 г. выпустила уже самостоятельный роман «Индиана», который положил начало её известности. Вслед за этим первым романом появились «Валентина», «Лелия», затем «Жак» (1835 г.) и другие. В личной жизни Жорж Санд успела за это время пережить новые разочарования. Её связь с Сандо оказалась не более счастливой, чем брак с мужем. Жорж Санд скоро поняла то легкое отношение к любви и к женщине, которое царило среди окружавших ее мужчин. Глубоко раздосадованная им, она решила отомстить за себя проповедью «свободной морали».
Её новые романы, итог пережитых потрясений, вызвали бурю и восторгов и ненависти по всей Европе. Любовь – единственная их тема. Женщина, отданная во власть нелюбимого человека, расплачивающаяся жестокими страданиями за «свободное движение сердца» – главная героиня Жорж Санд в этот период её деятельности. Её Индиана не может помириться с господством нелюбимого мужа, Дельмара, человека порядочного, деловитого и честного, но исполненного «вековых мужских предубеждений». Он требует от Индианы «приспособления к своей натуре», которое, по мнению Жорж Санд, унизительно для «женщины с пробудившимся сознанием своего человеческого достоинства». Но гордая и непокорная перед нелюбимым мужем, Индиана прощает все оскорбления страстно любимому Раймону, который бросает ее ради выгодной женитьбы. Этот типичный для Жорж Санд роман проводит главное её требование – женщина должна любить и выбирать себе возлюбленного, следуя только голосу сердца. Писательница ратует за то, чтобы «женщина не была навсегда прикована к нелюбимому человеку, как раба к повелителю». Но отношения женщины к любимому человеку во многом напоминают у неё отношения к повелителю. Можно сказать, что Жорж Санд видела спасение женщины не столько в отмене рабства, сколько в праве раба свободно выбирать себе господина.
Тот же конфликт изображен и в романе Жорж Санд «Валентина», где героиня, выйдя замуж по настоянию матери, гибнет жертвой любви к другому человеку, любить которого не позволяло ей общество. В «Лелии» отразились пессимизм и отчаяние оскорбленной женщины, убедившейся в бесплодности «лучших порывов, в жестокости природы и жизни». Выход из тяжелого конфликта Жорж Санд видит не в реформе семьи и института брака, а в «самопожертвовании личности». Так решает она вопрос в романе «Жак», где герой посредством самоубийства решает освободить свою жену, полюбившую другого человека. Это своеобразный совет Жорж Санд всем мужчинам.
В 1833 г. Жорж Санд сошлась со знаменитым поэтом Альфредом Мюссе и совершила с ним поездку в Италию. Этот роман был богат всевозможными столкновениями и подробностями, которые немало занимают биографов обоих писателей и о которых сама Жорж Санд говорит в своих «Письмах путешественника» и «Она и он» (1859).
К 1840-м годам по мере изменения общественной обстановки в душе Жорж Санд назрел новый резкий поворот. Окруженная знаменитыми людьми – композитором Шопеном , социалистом Ламмене , Пьером Леру и другими – она, в особенности под влиянием известного республиканца Мишеля Буржа, начинает искать удовлетворения в «сочувствии ближнему и в служении человечеству». Её богатое имение в Ноане становится местом собрания видных «демократов». Здесь проходят беседы по философии и литературе, устраиваются музыкальные вечера и театральные представления, экскурсии. Судебный процесс Жорж Санд с мужем заканчивается формальным разводом.
Дом Жорж Санд в Ноане
Социальные вопросы начинают все более занимать Жорж Санд, и в её романах, появлявшихся в 1840-х гг. – «Странствующий подмастерье» («Le compagnon du tour de France»), «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана» – отражаются её «искания общественной правды». Здесь нет стройной социальной системы. Жорж Санд остается, по преимуществу, лириком, поэтом сердечной жизни. Её социальные романы скучны и растянуты, но недостатки содержания писательница старается компенсировать пламенной горячностью. В этих книгах Жорж Санд перемешиваются идеи Ламмене, Сен-Симона , Фурье и других утопических социалистов . В ответ на «запросы времени» она становится проповедницей социалистических идей, сама продолжая при этом жить в роскошном поместье. Жорж Санд рисует ходульные образы «идеальных рабочих» и «бездушных предпринимателей», хотя сквозь новые идеи у неё часто прорывается меланхолическая грусть о старом помещичье-феодальном укладе жизни, – то сочувствие усадебному быту, которое навеяно ноганскими впечатлениями. В своих деревенских повестях типа «Жанны», «Чёртова болота», «Маленькой Фадетты» Жорж Санд вновь предусмотрительно воспринимает все веяния времени: и угасающую поэзию феодализма, и жестокий материализм капиталистического общества, и героический энтузиазм грядущей силы – пролетариата. Её любовь к деревне была тем чувством, в котором она нашла убежище от всех противоречий своей бурной жизни.
Жорж Санд в 60-летнем возрасте. Фото 1864
Автобиография Жорж Санд «История моей жизни» (1854 – 1855) дает более сухой материал, чем можно было бы ожидать от такой страстной натуры. Она умерла в Ноане в 1876 такой же «свободной от предрассудков», какой была всю жизнь. Несмотря на сравнительно невысокие художественные достоинства романов Жорж Санд, их влияние было очень велико. Они прозвучали громом революционной трубы по всей Европе, стали знаменем «либералов» и социалистов в их нападении на «предрассудки».
Литература о Жорж Санд
Коро, «Жорж Санд»
Амик, «Мои воспоминания о Жорж Санд»
Марьетон, «История любви: Жорж Санд и Альфред де Мюссе»
Каренин, «Жорж Санд: её жизнь и произведения»
Леруа, «Жорж Санд и её друзья»
Жорж Санд - французская писательница XIX века. Эта женщина умела удивлять своим смелыми идеями об эмансипации женщины и равенстве – это видно как в ее творчестве, так и в псевдониме, представляющем собой мужское имя. Биография Жорж Санд является одновременно увлекательным и трагическим повествованием.
Библиография писательницы насчитывает около двух десятков романов. Самые популярные произведения Жорж Санд:
- «Эме».
- «Орас».
- «Графиня Рудольштадт».
- «Лукреция Флориани».
Детские годы
Настоящее имя Санд — Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Отец Жорж Санд был человеком творческим и увлекался музыкой, однако несмотря на это он стал военным. Морис Дюпен начал свою карьеру с простого солдата и стал офицером во времена кампании в Италии.
В 1800 году он встретил свою будущую супругу Софи-Викторию Делаборд. Морис вдохновляется новой знакомой и отдает ей свое сердце, не обращая внимания на ее далеко не юный возраст (ей было около 33 лет) и сомнительную репутацию (на тот момент она была любовницей его начальника).
Спустя 4 года они поженились в столице Франции, когда Софи-Виктория ждала их первенца. При этом оба супруга на тот момент уже имели по одному ребенку от других союзов. Этот брак долго не могла принять мать Мориса Дюпена: она считала невестку неравной парой для ее сына, однако в первый день июля 1804 года на свет появляется Аврора, и сердце старой женщины смягчается. Тем не менее отношения с Софи-Викторией до конца дней свекрови оставались формальными и холодными.
Еще через 4 года семья отправилась в Испанию – туда пригласили Мориса для участия в Испанской компании. В это время его жена ждала их второго общего ребенка, и 12 июня на свет появился брат Жорж Санд – Огюст. В сентябре 1808 года семейство возвращалось обратно во Францию, и тут начались трудности. В дороге маленькие дети заболели: Авроре удалось выздороветь, а ее маленький брат умер. Однако на этом беды не закончились: вскоре погиб сам Морис во время неудачной верховой поездки на лошади.
Женщинам пришлось жить под одной крышей. Мир в их доме длился совсем недолго: мать Мориса начала понимать, что Софи-Виктория не может дать должного образования ее внучке. К тому же ей не нравился тот факт, что первый ребенок невестки от другого мужчины жил вместе с ними. Мать Авроры, заботясь о ее будущем, приняла решение покинуть дом свекрови, оставив девочку с бабушкой. Позже писательница вспоминала об этом периоде как об одном из самых тяжелых в своей жизни.
Госпожа Дюпен дала хорошее образование будущей писательнице. Для этого она наняла в учителя девочке Жана-Франсуа Дешартра – он преподавал ей основные науки. Помимо этого бабушка самостоятельно обучала Аврору музыкальному искусству.
Девочка крайне редко видела свою мать, и даже эти нечастые встречи госпожа Дюпен пыталась сократить. Именно поэтому Аврора решила покинуть дом бабушки, однако ее замыслу не суждено было сбыться: госпожа Дюпен отправила внучку в монастырь.
На удивление, мать Авроры была согласна с мнением своей свекрови. Девочка стала отмечать нарастающую холодность со стороны матери, она понимала, что Софи-Виктории не интересна ее судьба, так как та была увлечена выстраиванием отношений с новым мужчиной. Аврора постепенно привыкает жить без матери.
В новом месте учебы Аврора увлеклась религией. Она со страстью читала религиозные книги и чувствовала слияние с божественными силами. Юная особа решила посвятить себя полностью Богу и стать монахиней, однако духовник девушки отговорил ее от этого, сказав, что близость с божественными силами можно сохранять и в обычной светской жизни.
В 1818 года бабушка Авроры перенесла первый удар. Предчувствие скорой кончины пробудило в ней желание поскорее выдать внучку замуж. Однако Аврора, хотя и была девушкой с большим наследством, слыла незавидной невестой для именитых женихов, причиной тому было скверное происхождение ее матери. В том же году госпожу Дюпен парализовало, и Дешартр передал Авроре все права на распоряжение имением.
Девушка увлекается философией, особенно ей нравится учение Руссо. Каждый день можно было увидеть Аврору скачущей верхом на своей лошади Колетт. Многие люди осуждали ее за вольную жизнь, однако слова порицания не трогали сердце Жорж Санд. Аврора спокойно общалась с мужчинами. Уже в юном возрасте у нее случился непродолжительный роман, героем которого был сын друга ее отца – Стефан Ажассон де Грансан.
Официальное замужество и рождение детей
В 1821 году умерла бабушка Авроры. По ее завещанию, опека над внучкой должна была перейти к графу Вильнёву, однако мать девушки воспротивилась этому и сама взяла попечение над своей дочерью. И без того напряженные отношения с дочерью мать усугубляет, требуя, чтобы Аврора вышла замуж за неприятного для нее мужчину. Из-за стресса у Жорж Санд начались болезни на нервной почве – у нее часто сводило желудок.
В 1822 году Жорж Санд встретила своего будущего мужа Казимира Дюдевано, богатого владельца поместья. В то время предложение руки и сердца было принято делать через родителей, однако Казимир сделал его напрямую самой Авроре. Этот поступок окончательно покорил сердце девушки, и в этом же году влюбленные обвенчались во Франции.
Через 3 года в семье появился первый сын, которого назвали Морисом. Тогда же супруги начинают осознавать свои различия: Казимира не интересовало искусство, он увлекался охотой и политикой, в то время как Аврора мечтала об отношениях в стиле Руссо. Приступы меланхолии случаются у юной жены и матери все чаще и чаще, что приводит к размолвкам в браке.
Тогда же Аврора познакомилась с Орельеном де Сезом, с которым у нее начался платонический роман. Позднее она вновь начала общаться со своей первой любовью Стефаном. В 1828 году в семье появилась дочь Соланж, однако вероятность того, что ее отцом является Казимир, была ничтожно мала. Вскоре супруги расстались, договорившись о том, что внешне будут сохранять видимость своего союза для общества. Муж ежемесячно давал некоторые деньги своей супруге, а та уехала в Париж.
Творчество и любовь
В новой самостоятельной жизни Авроре не хватало средств к существованию, поэтому она решила начать карьеру писательницы. Женщина показала свой первый роман «Эме» журналисту Анри де Латушу, однако ее труд не произвел на него никакого впечатления, и он предложил Авроре работать в газете. Публицистические тексты получались у нее не очень удачно, поэтому она начинает писать в паре с писателем Жюлем Сандо.
Их первые книги «Комиссионер», «Роз и Бланш» вышли под одной фамилией Сандо. Произведения имели успех среди читателей, и тогда Аврора начинает работать самостоятельно. Она пишет свой роман «Индиана» и подписывает псевдонимом – Жорж Санд. Пользуясь мужским именем, она избавляется от низкого положения и с этого момента обретает финансовую независимость.
В свои лучшие годы Аврора познакомилась с актрисой Мари Дорваль. Этим дамам приписывали роман, однако до сих пор этот факт не подтвержден. В 1833 году был написан роман «Лелия», в котором рассказывается о девушке, которая никак не может найти счастье в любви и поэтому меняет мужчин как перчатки. Произведение вызвало множество как положительных, так и негативных отзывов.
Примерно в это же время в жизни Авроры наступила череда непродолжительных любовных романов. Санд познакомилась с Мюссе, и между ними завязалась переписка. Вскоре они начали сожительствовать. Во время их совместного путешествия проявился экспрессивный характер Мюссе, в паре начались ссоры, которые и привели к разрыву.
После у Авроры произошел роман с лечащим врачом Мюссо. Однако спустя некоторое время между Мюссо и Санд вновь начинается переписка, они сходятся, но опять осознают, что их союз приносит боль обоим. Они расстаются во второй раз, и в результате на свет появляются две известные книги: Мюссо пишет свой роман «Исповедь сына века», а Аврора создает произведение «Она и он».
В 1835 году Жорж Санд решает официально расстаться со своим мужем. Для того чтобы выиграть суд, она обращается к Луи Мишелю – известному адвокату, который впоследствии становится ее любовником до 1837 года. По решению суда бывший супруг Авроры Казимир взял на себя воспитание сына и получил управление отелем «Нарбонн» в Париже, а писательница Жорж Санд взялась за воспитание их дочери.
После 1835 года Аврора пишет новаторское произведения про равенство мужчин и женщин. В этот период она сотрудничает с Пьером Леру, которые придерживался тех же идей. Под влиянием их дружбы появляются романы «Графиня Рудольштадт», «Орас», «Консуэло».
Неожиданно для всех Шопен и Жорж Санд вступают в любовную связь в 1837 году. Аврора посвящает все свое внимание детям, творчеству и своему новому любовнику. Однако серьезная болезнь Шопена мешала им наслаждаться жизнью, Санд много времени уделяла здоровью Шопена.
Жорж Санд и Шопен слышали много негативных отзывов о своих отношениях со стороны, многие знакомые этой пары считали, что этот союз заставляет обоих лишь страдать. Спустя некоторое время Жорж Санд и Фредерик Шопен стали просто друзьями. Эта история любви была запечатлена писательницей в романе «Лукреция Флориани».
В зрелые годы творчество Жорж Санд приобрело антирелигиозные настроения. Ее не устраивала политика Луи-Наполеона, кроме того, она была против католической религии. Газету, в которой напечатались ее тексты, вскоре закрыли.
8 июня 1876 года Жорж Санд скончалась от осложнений болезни кишечника. Ее тело захоронили в Ноане. Такова краткая биография всемирно известной писательницы, наполненная неожиданными поворотами судьбы и отношениями с известными мужчинами. Автор: Екатерина Липатова
Возможно, будет полезно почитать:
- Русское искусство первой половины XIX века Товарищество передвижных выставок ;
- Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв ;
- Что такое дэнс микс. Что такое dance mix. Данс микс танцы – для тех, кто не любит каноны ;
- Зомб: биография, личная жизнь, фото ;
- Дмитрий маликов - биография, информация, личная жизнь ;
- Происхождение азербайджанцев ;
- Как нарисовать ладу приору карандашом поэтапно Как рисовать машины бпан легко ;
- Анализ произведения «Челкаш» М ;