Своеобразие жанра частушек и их исполнения. Поэтическое наследие народной художественной культуры русского народа История появления и развития

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

>>Частушки

Частушки

Народные частушки - небольшие лирические песни , обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета.

Частушки - поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Частушки как художественный материал использовались М. Горьким , В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.

Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.

Иногда в частушках встречается сравнение:

Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...

Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.

* * *
Под твою, милый, игру
Песен, не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слез?!

* * *
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Мое сердце никогда.

* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.

Вопросы и задания

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравится?

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3. В чем сходство и различие народных исторических песен и былин ?

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнить частушки? Как в частушках отражается время?

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры.

6. Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадании, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Будьте внимательны к слову

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звездочка, сердечный, родной, миленький!

2. Какие мысли подчеркиваются в народной исторической песне словами : добрый молодец, походы удалые, житье свободное, народный заступник!

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Были убраны прозаизм, всякие вводные слова, фразы, нарушающие народные поэтические традиции. Например, народ не принял целый куплет:

Кстати, ей еще Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне ее кидать12.

Чуткость народа к слову поразительна. В стихотворении того же И 3. Сурикова "Рябина", ставшего, как известно, любимой народной песней, начало было таким;

Что шумишь, качаясь, Тонкая рябина, Низко наклоняясь Головою к тыну. "С ветром речь веду я О своей невзгоде, 41 о одна расту я В этом огороде..."13.

Народ, конечно, не согласился с таким приземлением песенно-лирической традиции. Образы природы в фольклоре выступают в условном, символическом значении, и представить в песне девушку-рябину растущей в огороде невозможно. Это понимали люди, никогда не державшие пера в руках, может быть, и не читавшие, не умевшие читать, но тонко чувствовавшие природу слова, понимавшие суть речевого общения.

Крестьяне относились к слову серьезно, оно для них было не живописной побрякушкой, а средством точной фиксации мысли, одним из важнейших средств выживания. Возьмем, к примеру, народный календарь, полюбуемся названиями праздников, дней святых, подивимся меткости, остроумию, словонаходчивости неграмотных земледельцев. Вот несколько дат: 16 января - Петр полукорм (половина запасов съедена), 18 января - Афанасий -ломонос (пик холодов - "На Афанасия мороз - береги нос"; 22 января ■■ Тимофей-полузимнш (прошла половина зимы); 11 февраля - Власий-емшби рог с зимы (первые проводы зимы); 28 февраля - Василий-капельник; 1 марта - Евдо-кш-плющиха (плющить - капать, течь, издавать звук падающих капель; другое объяснение: от солнца снег сплющивается); 12 апреля -Ъъспшй-выверни оглобли (оставляй сани, снаряжай телегу); 5 мая -Ирин-А-рассадтща (рассада капусты); 13 мая - Аку тта-гречишнща (посев гречи) или: Акулина-задери хвосты (т е. время, когда появля-

ется на лугах первая мошка, и скотина спасается от нее, бегая по полю с поднятыми хвостами) и т.д.

"Вначале было Слово, и Слово было Бог..." - начальная фраза Евангелия от Иоанна. Ее трактуют по-разному, но чаще всего выходят на мистику, на богословскую заумь, на творение чуда. А чуда не было, был естественный ход жизни, ее движение по пути цивилизации. Вернее, было чудо, когда человек осознал, что обладает способностью членораздельной речи, когда понял, что этим отличается от всех других живых существ, что стал язычником, стал Человеком. Со Слова началась история человечества. Народ творит историю, а вместе с ней, творит, постоянно обновляет и совершенствует свой язык.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лазутин С.Г. О фольклористическом аспекте изучения языка народной поэзии // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов М.. Высш. шк., 1986. С.122.

2. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М.: Прометей, 1993. С.97.

3. Там же. С 97-98.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИИНС, 1955 Т. 2. С. 95.

5. Демин В.Н. Тайны русского народа. М.: Вече, 1997. С. 38, 118-119, 148-149, 200202 и др.

6 Там же. С. 37-38.

7. См.: там же. С. 200.

8. Путилов Б.И. Древняя Русь в лицах. СПб.: Азбука, 1999. С. 21.

9. См.: Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серии. Вып. 1. М., 1911, №2128. СочиненияМ.Д. Чулкова. СПб., 1913. Т. 1. №119.

10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. С. 318.

11. См.: Русские песни/ Сост. проф. Ив.Н. Розанов. М. Г"ИХЛ, 1952. С. 21.

12. Там же. С. 293.

13. Там же. С. 294.

О.В. Мешкова

СВОЕОБРАЗИЕ ЧАСТУШКИ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ОБ ЭСТЕТИКЕ ЖАНРА)

Частушка - самобытный вид народного творчества. Она появилась в XIX веке и остаётся самым массовым жанром фольклора сегодня. Интерес к её исполнению и изучению не только не угасает, напротив, разрастается, о чём свидетельствует большое количество сборников, выходящих в разных издательствах. Внимание к этому ви-

ду народного творчества проявляют как русские, так и зарубежные фольклористы, поскольку частушка уникальна и чрезвычайно многообразна по своим ритмам, рифмам, образам, передаваемым чувствам, она отличается от других жанров и лирическим героем, и выбором поэтических средств. Однако в многочисленной литературе, посвященной частушкам, нет единства в вопросе о том, что же является причиной столь активной жизни частушек, какова природа жанра.

Фольклористы, изучающие частушку, отмечают её тематическое многообразие. В.Е. Гусев называл частушку «своеобразной ежедневной живой газетой»1. С.Г. Лазутин писал, что «в отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых ограничено определённым кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. В ней находит яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственая сатира, и мягкий дружеский юмор») .

Однако идейно-тематического критерия явно недостаточно для определения специфики жанра, потому что, во-первых, другие виды фольклора, например, лирическая песня, обладают столь же разнообразным содержанием; во-вторых, тематика быстро обновляется. Нас же интересует то, что при всех изменениях сохраняется как величайшее своеобразие народного поэтического искусства, то, что позволяет отличать частушку от других видов фольклора.

Нередко в работах научного и учебного характера своеобразие частушки объясняется особенностями поэтики Литературу по этому вопросу можно условно разделить на две группы. Во-первых, работы, выясняющие особенности жанра в сравнении с лирической песней (Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра»3; Калецкий П. «О поэтике частушки»4, Кулагина A.B. «Параллелизм и символика в частушках»5 и др.). Во-вторых, исследования, представляющие частушку как самостоятельный жанр фольклора с собственной системой поэтических средств (Зырянов И.В. «О внутрижанровой классификации частушек»6, Аникин В.П. «Традиции жанра как критерий фольклорности»7, Лазарев А.И. «Поэтика частушки»8 и др.).

Влияние лирической песни на процесс формирования частушки бесспорно, но особенности поэтики не могу! дать представления о новаторском характере частушки, так как поэтика - категория наследуемая, преемственная, при этом вопрос о своеобразии сводится к выяснению - сохраняется ли в частушке традиционно-песенный язык.

На наш взгляд, речь должна идти об эстетике жанра, поскольку именно «эстетическая теория должна выявлять те относительные пре-

имущества и относительные ограничения, которые есть у каждого вида искусства и которые позволяют ему в одних культурно-исторических условиях развиваться широко и свободно, а в других оказываться скованным и отступать на задний план»9. Выяснение художественной природы жанра поможет объяснить и особенности поэтики.

Проанализировать существующие концепции, высказать некоторые, наверное не бесспорные, суждения по вопросам эстетики частушки - цель этой статьи.

Частушка - вид фольклора, находящийся в стадии бытования и развития. Учёные единодушны в оценке коммуникативно-бытовой функции этого вида народного творчества. Частушка предназначена только для публичного исполнения. Как справедливо заметил В.П. Аникин, «лирическая частушка при всех, при народе даёт оценки, смеётся, призывает, хвалит, осуждает и просто называет приметы определённых чувств по особой - и обычно понятной слушателям или исполнителю - связи её содержания с конкретным случаем или лицом. Все эти наблюдения над жизнью частушки дают право внести в определение её жанра признак ярко выраженной целевой установки на публичное исполнение, на общественное прослушивание, весьма часто обретающей форму прямого общения к общественному мнению, к людскому суду»10. Этот признак частушки подчёркивают и С Г Лазутин", и А И Лазарев12.

На наш взгляд, именно установка на публичное исполнение определяет другие свойства частушки. Она должна заинтересовать слушателя, а это возможно, если актуально содержание или необычен способ подачи материала. В частушке, во-первых, рассказывается о злободневных проблемах, во-вторых, изображается жизнь не в условно-символической, а в конкретно-исторической форме. Реалистичность как признак частушки выделяет С.Г. Лазутин, апеллируя при этом к мнению народному: «Любопытно, что сам народ рассматривает частушку именно как песню новую, сугубо реалистическую И в этом отношении он противопоставляет её песне традиционной. Например:

Нам не надо длинных песен, Коротушек хватит с нас, В коротушках одна правда -В длинных песнях не всегда»13. Реалистичность - это не просто отражение специфики содержания частушки, это эстетический признак, который определяет выбор поэтических средств.

Спорным остаётся вопрос о соотношении индивидуального и коллективного в частушках. Наметились три подхода к решению этой проблемы.

1. «Частушка - создание индивидуального, личного творчества»14, - писал В М. Сидельников. Это суждение получает поддержку у многих исследователей. Так, П. Флоренский высоко оценил способность частушки выражать индивидуальные чувства: «Будучи всегда во власти времени, в интересах дня, частушка исторична и не знает ни прошедшего, ни будущего. Поэтому она никогда не является выразительницей всенародного сознания, но - лишь индивидуального, особого... Частушка - это народное декаденство, народный индивидуализм, народный импрессионизм»15. Личностный характер частушки подчёркивал и С.Г. Лазутин: « ...личность в частушках впервые заявила о себе в фольклоре с необычайной силой. Частушка оказалась в состоянии не только выражать мысли и эмоции, принадлежащие определенной группе людей, прослойке, сословию и целому классу, но также и передавать реальные человеческие эмоции, всевозможные переживания отдельной личности в их индивидуальной неповторимости»16. «Иллюзию тождества исполнителей и героев» отметил собиратель, исследователь фольклора Ф.М. Селиванов17.

2 «...Частушка не является прямым выражением... индивидуальных чувств» певца. Это утверждение принадлежит Аникину. «Частушка воспроизводит обобщённый тип интимно-лирического переживания»18.

3. Частушка является «ярким примером единства общего и индивидуального»19. Эту позицию отстаивает Л А. Астафьева-Скалсбергс.

На наш взгляд, не стоит преувеличивать индивидуализм частушки, так как лирический герой частушки, как и лирический герой песни, - условный образ, который не тождественен исполнителю, и прав В.П. Аникин, утверждающий, что «существует неписаное, всеми признанное правило - не относить содержание частушки именно к

поющему. Это явление сходно с тем, которое хорошо известно всякой

поэзии» .

А.И Лазарев, считая, что частушка выражает «индивидуализированные чувства и переживания людей», для обозначения этого качества предлагает термин адресатность: «...ибо, если даже в ней отсутствуют собственные имена и названия, она всё равно направляется конкретному адресату: «милёночку», который изменил; «любушке», которая предпочла красивому богатого; «дроле», который завтра в армию уйдёт, и т.д.»21. Однако, на наш взгляд, адресатность объясня-

ется не индивидуализированными чувствами, а традицией исполнения частушек на посиделках, когда они приобретали характер своеобразного состязания. Сохраняется ли сегодня это свойство частушек, ведь посиделки ушли из нашего быта? Анализ текстов показывает, что традиция обращаться к кому-либо в частушках остаётся. Так из 4806 частушек, опубликованных в сборнике «Частушки»22 около 60% содержат в себе скрытое или явное обращение. Таким образом, адресат-ность - это свойство, генетически присущее частушке, и сохраняющееся как традиция в этом виде народного творчества.

Наблюдение над жизнью частушек, их возникновением и исполнением, позволило выделить исследователям и такое свойство, как экспромтность. П. Флоренский писал, что частушка - «не только лирика, вообще выражающая настоящее, но именно и по преимуществу - лирика мгновения»23. В экспромтном характере возникновения частушки видел её главную, определяющую жанровую особенность Симаков. С.Г. Лазутин отмечал: «Частушка - это живой и непосредственный отклик на волнующие события. Это - поэтический экспромт. Импровизационный, экспромтный характер фольклора в частушке проявился с большей силой, чем в других жанрах и видах народной поэзии»24.

Именно с этим свойством и опять же установкой на публичное исполнение связана и другая сторона эстетики частушек - экспрессивность, т. е. «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»23. Частушка отражает все возможные оттенки чувств и переживаний. Она может печалиться, страдать, жаловаться, торжествовать, горевать, веселиться, иронизировать, удивляться и т. д. Для этого используются фонетические, морфологические и лексические экспрессивные свойства, а также особый ритм, мотив. Неоднократно отмечалась способность частушки к речетворчеству и словотворчеству, любовь к яркому слову и необычному образу. Несомненно, что и другие виды фольклора дают примеры необычного словоупотребления, построения образов, многообразия изобразительно-выразительных средств и т. д. Однако частушка использует весь арсенал возможных средств. Экспрессивность - это не просто формальная категория, и расценивается в частушке не как набор поэтических средств, это свойство, с утратой которого частушка перестаёт быть жизнеспособной, забывается. Ведь не случайно в народе не приживаются частушки «серые», сделанные «ремесленниками», а не народными творцами. Частушка «выжимает» из слов мак-

симум выразительных возможностей, приобретая эмоционально-смысловую насыщенность.

За счёт, того, что частушка обладает экспрессией, то есть способностью выражать психическое состояние поющего, и возникает иллюзия тождества певца и лирического героя частушки.

Несколько слов стоит сказать о краткости, так как многие фольклористы обращают внимание на небольшой объём частушки, называя её «песенной миниатюрой»26. Краткость, как особое качество частушки, отмечали Е. Елеонская, автор «Сборника великорусских частушек», составитель книги «Русская частушка» В.М. Сидельников и др. Однако А.И. Лазарев убедительно доказывает, что краткость, «которую многие фольклористы прошлого и настоящего отмечают обычно в первую очередь, является, с точки зрения эстетики жанра, не очень существенным признаком частушки, хотя и бесспорным». Учёный отмечает, что «многие скоморошины, старинные плясовые припевки, «озорные песенки» в структуре календарного или свадебного обряда были краткими - тоже в две, четыре, шесть строчек, как и частушки»27. Оценка частушки как весёлой короткой песенки - это результат забвения истории её происхождения. Итак, подведём итоги.

Как всякое явление художественного творчества, живущее и развивающееся, частушка обладает специфическими качествами. Своеобразие частушки в её эстетике.

Происхождение некоторых свойств частушки можно понять, только обратившись к истории этого вида народного творчества.

Установка на исполнение при публике, адресность, реалистичность, экспромтность и экспрессивность являются эстетическими признаками частушки как вида народного творчества и, в конечном счёте, определяют выбор поэтических средств в этом виде народного творчества

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. С. 268.

2. Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра Воронеж, 1960. С. 103.

3 Лазутин С.Г. Указ. соч.

4. КалецкийП. О поэтике частушки// Литературный критик. 1936. № 9. С 186-189.

5. Кулагина Л.В. Параллелизм и символика в частушках // Фольклор как искусство слова. М., 1981. Вып.5. С. 102 - 126.

6. Зырянов И.В. О внутрижанровой классификации частушек // Русский фольклор. М„ Л., 1964. Вып. 9. С. 122-131.

Частушки - короткие ритмичные песенки-четверостишья, относятся к малому песенному жанру. Их несложно сочинять и исполнять самому. Основные требования к частушкам - краткость, ритмичность, кроме того, они обязательно должны быть с юмором, зачастую и с сатирой. Лучше всего исполнять частушки под гармошку, баян, балалайку. Вполне реально исполнять частушки а-капелла, однако такое исполнение достаточно трудное.

Гитара или пианино тоже могут подойти в качестве инструментов для аккомпанемента, однако не всегда могут оказаться под рукой. В этом смысле частушки очень демократический жанр, они не требуют ни специальной подготовки исполнителя, ни особо сложных музыкальных инструментов. Немного о том, как сочинить частушки. Если вам нравится складывать рифму, сочинять стихи, то не составит большого труда сотворить частушку.

Важно помнить, что основная «соль» частушки, как правило, приходится на третью-четвертую строку. Частушки принято петь стоя, петь сидя - моветон. Если частушки поются в компании, то лучше всего их исполнять, встав в круг, или «стенка на стенку». Частушки хороши еще и тем, что их могут легко исполнять люди, вообще не имеющие музыкального слуха. Ритм и темп исполнения тоже важны.

При исполнении последнюю часть частушки стоит петь более высоким голосом, поскольку «изюминка», как правило, будет в последней или предпоследней строчке, и ее необходимо выделить. Еще одно правило, как петь частушки: исполняйте, по возможности, произведения собственного сочинения или малоизвестные. Не стоит повторять одну и ту же частушку несколько раз. Если вы хорошо знаете текст частушки, то пойте четко и громко.

Частушки всегда будут к месту на юбилеях, свадьбах, дружеских вечеринках, проводах. По традиции частушки начинают исполнять не в самом начале торжества, а часа через два-три. Народ нужно сначала «разогреть» на песнях. Громкость исполнения - еще один важный момент.

Если во время вашего исполнения кто-то вступил со своей частушкой, необходимо постараться перекричать или перепеть ретивого певуна. Исполнителям, равно как и слушателям частушек, необходимо войти в особое состояние. Оно может быть достигнуто при наличии хорошей компании, стола и закуски с выпивкой.

Важно помнить: частушки практически никогда не исполняют на трезвую голову, небольшая степень опьянения как раз и вводит человека в то расположение, когда наступает время для исполнения частушек. Именно поэтому частушки никогда не исполняют в начале торжества, они там просто не к месту. Тем, кто перебрал с алкоголем, уже не до частушек.

В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.

Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?

Определение

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

История появления и развития

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки - это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины - небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки - украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэтика

Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».

Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.

Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические - называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые - имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания - двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Детские частушки

Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.

Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.

Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.

История России через частушки

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

В заключение

Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.

Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.

 

Возможно, будет полезно почитать: